Публикации о самосовершенствовании, ведической астрологии, женско-мужских отношениях, здоровье и т.д.

Знакомство с аюрведической медициной


Ветров Игорь Иванович - аюрведический врач

Аюрведическая медицина в своем системном подходе к человеку опирается на одно из глобальных направлений ведической философии — Санкхья, согласно которому во всей нашей Вселенной существует 8 миллионов 400 тысяч форм жизни. Современная биология называет жизнью «определённый способ существования пуриновых и пиримидиновых оснований (белковых тел)». Ведическая же система знаний определяет жизнь как форму существования души — дживатмы или дживы (отсюда семантическая связь санскритского слова «джива» и русского «жизнь»). Таким образом, биология — лишь часть науки о жизни, более правильным и точным названием которой было бы «дживалогия». Каждая душа, проходя путь эволюции в материальном мире, в зависимости от уровня своего сознания последовательно занимает те или иные ниши во Вселенной, которыми являются формы или виды жизни, тождественные ступеням сознания. Живые существа, находящиеся на одной ступени сознания, могут в то же время иметь различные тела и формы в зависимости от планеты и среды обитания. Телесные оболочки души состоят из всевозможных комбинаций «грубых» и «тонких» элементов материи. Белковые формы жизни, описываемые современной биологией, составляют лишь незначительную часть форм и видов, заселяющих планеты, подобные Земле.

Человеческое тело состоит из пяти основных оболочек: анатомической (анна-майя-коша), эфирной (прана-майя-коша), ментальной (гьяна-майя-коша), интеллектуальной (вигьяна-майя-коша) и причинной (ананда-майя-коша). Предметом изучения современной западной медицины является только первая — телесная, Аюрведа же рассматривает все пять оболочек (в некоторых трактатах человек описывается как триединство духа — дживы, души — «тонкого» тела, психики и «грубого», плотного тела).

«Грубое» тело

Строение физического и эфирного тел

«Грубое» тело состоит из двух оболочек — анатомической (анна-шарира) и эфирной (прана-шарира) — и представляет собой достаточно сложную «биологическую машину». Согласно системе знаний Санкхья основу этой «машины» составляют первоэлементы «земля», «вода», «огонь», «воздух» и «эфир» в определенных сочетаниях.

Всевозможные комбинации «грубых» материальных элементов порождают всё разнообразие форм и видов человека, из 400 000 которых, описанных в Санкхье, мы будем рассматривать только Homo sapiens истроение его тела.

 Анна-шарира  буквально переводится как «тело пищи», поскольку существует за счет энергии продуктов питания. Все ткани этого тела синтезируются и поддерживаются благодаря органическим веществам, минеральным солям и микроэлементам, извлекаемым из пищи. Длительный отказ от нее неизбежно приводит к разрушению плотного тела.  Анна-шарира  является самой «грубой», телесной оболочкой, легко доступной для восприятия нашими органами чувств. Ее устройство и функционирование подробно описаны в современных анатомии, биохимии и физиологии. Древним аюрведическим врачам была также хорошо известна анатомия, что подтверждается уникальными хирургическими операциями на мозге и других жизненно важных органах, которые выполнялись много тысячелетий назад.

Согласно Аюрведе,  анна-шарира  состоит из семи главных тканей (дхату), которые суть:

• раса (жидкостные среды организма, главные из которых — плазма крови и лимфа);

• ракта (клеточные элементы крови — эритроциты, лейкоциты, лимфоциты и тромбоциты);

• мамса (мышцы и сухожилия);

• меда (жировая ткань);

• астха (кости, хрящи, зубы, кожа и межуточная ткань);

• маджа (костный мозг и нервная ткань);

• шукра (репродуктивная ткань).

Каждая из дхату содержит «упакованный» в вещество «внутренний огонь» — агни, необходимый для постоянного процесса обмена и регенерации тканей. Аюрведа описывает цикл трансформации одной ткани в другую. Каждая предыдущая дхату создает питание для последующей, и в результате этого метаболизма возникают так называемые «вторичные» продукты. При обмене между расой и рактой образуется слизь, которая участвует в защите слизистых оболочек от внешних повреждений. При обмене между рактой и мамсой образуется желчь; выделяемая печенью в двенадцатиперстную кишку, она участвует в пищеварении и удаляется с каловыми массами. При обмене между мамсой и медой образуется сера, которая накапливается в наружных отверстиях нашего тела. При обмене между медой и астхи образуется пот, участвующий в регулировании жидкостного и теплового баланса организма и удаляемый через кожу. При обмене между астхи и маджой образуются ногти и волосы. При обмене между маджой и шукрой образуются слёзы (поэтому блеск глаз характеризует состояние нейроэндокринной системы).

Из различных комбинаций семи дхату строятся все органы и каналы анатомического тела. Каналами анна-шариры являются так называемые шроты, из коих выделяются 12 основных:

• Пранаваха-шроты, доставляющие кислород (фактически соответствуют различным отделам дыхательной системы: носоглотке, гортани, трахее, бронхам).

• Аннаваха-шроты, переносящие питательные вещества (желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкий и толстый кишечник).

• Расаваха-шроты, переносящие лимфу (лимфатические сосуды).

• Рактаваха-шроты, переносящие кровь (кровеносная система: магистральные артерии и вены).

• Мамсаваха-шроты, обеспечивающие нормальную работу и регенерацию мышц (соответствуют мотонейронам и мышечным капиллярам).

• Медаваха-шроты, снабжающие жировую и соединительную ткань (внутриорганная сосудистая система).

• Астхиваха-шроты, снабжающие костную ткань (соответствуют надкостнице и системе внутрикостного кровообращения).

• Маджаваха-шроты — каналы нервной системы (соответствуют периферическим нервам).

• Шукраваха-шроты — каналы репродуктивной системы (пути выделения семени и яйцеклетки).

• Пуришаваха-шроты, отвечающие за выведение фекалий (сигмовидная и прямая кишка).

• Мутраваха-шроты, отвечающие за выведение мочи (мочеточники и мочевой пузырь).

• Шведаваха-шроты, отвечающие за выделение пота и секрецию сальных желез.

У женщин существует еще одна важная разновидность каналов, называемая станьяваха и обеспечивающая лактацию молочных желёз.

Современная медицина, со своей стороны, выделяет шесть основных систем анатомического тела: нейроэндокринную, сердечно-сосудистую, дыхательную, желудочно-кишечную, мочеполовую и опорно-двигательную. Как будет ясно позднее,  ;;;анна-шарира  ;;;является вспомогательным механизмом «тонкого» тела, его логическим продолжением в земном мире.

Прана-шарира или эфирное тело, представляет собой биофизическое поле, имеющее неоднородную структуру. Его также можно отнести к «грубому», плотному телу, поскольку оно, как и  ;;;анна-шарира , воспринимается органами чувств и фиксируется приборами. Некоторые люди с развитой чувствительностью, так называемые «экстрасенсы», способны видеть его в форме тонкой световой ауры или ощущать с помощью осязания. Подобные навыки могут быть развиты посредством специальных тренировок многими людьми, поэтому термин «экстрасенс» не вполне уместен.

Эфирное тело является энергоинформационной матрицей анатомического тела и полностью повторяет контуры анна-шариры. Это относится в равной степени к человеку, животному, птице или дереву. Подтверждением тому является «эффект Кирлиан» (фото- и киносъемка прана-шариры в электрическом поле высокой напряжённости); сегодня его называют еще газоразрядной визуализацией или биоэлектрографией.

Эфирное тело составляют стхула-прана-коша (информационная оболочка) и сукшма-прана-коша (энергетическая оболочка).

Стхула-прана-коша контролирует все физиологические процессы организма, обеспечивая постоянство его внутренней среды (гомеостаз), а также осуществляет прямую и обратную связь между «грубым» и «тонким» телами. На уровне эфирного тела в тонкой форме представлены все органы и системы анна-шариры, имеющей «струнную» структуру. Каждая «струна» работает в своем частотном режиме, являясь своего рода стандартом для соответствующего её резонансу органа анатомического тела. В китайской медицине их называют каналами акупунктуры. Подобно камертону, эти каналы постоянно создают настройку различных физиологических систем и регулируют подачу энергии в те или иные зоны анна-шариры. В них заложена информация о том, как должны правильно развиваться и функционировать все тканевые структуры и ферменты организма. Они находятся в частотном резонансе с прарабдха-кармой (кармической программой), задающей ритм всему телу, подобно дирижеру оркестра (об этом речь пойдет ниже). Кроме того, эти каналы подчиняются циркадным (суточным), лунным, планетным и иным космическим циклам. Совершенно неверно называть их «энергетическими меридианами», поскольку энергии тела перемещаются не по ним, как иногда принято считать, а по другим каналам. Но управление энергией действительно принадлежит им.

Эти меридианы были описаны в «Сомарадже» — древнем аюрведическом каноне, появившемся на несколько тысячелетий раньше, чем первые каноны китайской и тибетской медицины. Позже описание стхула- и сукшма-каналов встречается в «Сушрута-самхите», «Мармарахасьянгал» и «Марманиданам».

Существует двенадцать парных информационных каналов-меридианов и два интеграционных. Названия меридианов, как правило, не совсем точно отражают выполняемые ими функции. Они непосредственно связаны с различными отделами нейроэндокринной системы, управляющими соответствующими органами и системами анатомического тела. Их ход совпадает с основными периферическими нервами верхних и нижних конечностей, что объясняется универсальным законом тождества во Вселенной.

На каждой конечности имеется по шести каналов (информационных струн). Три канала проецируются на внутреннюю, и три — на наружную поверхность рук и ног. Расположение интеграционных каналов совпадает с локализацией спинного мозга. Выделяют также две группы дополнительных меридианов: шесть так называемых «чудесных» и пятнадцать «коллатеральных». Локализация и функции информационных каналов достаточно подробно описаны в различных руководствах по акупунктуре и китайской медицине, мы же перечислим лишь основные:

• «Меридиан сердца» управляет корой головного мозга, гипоталамо-гипофизарной и сердечно-сосудистой системами, потоотделением, восприятием запахов. Фактически в подчинении этого меридиана находятся все вегетативные органы.

• «Меридиан тонкого кишечника» контролирует пищеварение на уровне двенадцатиперстной кишки и тонкого кишечника, всасывание воды в толстом кишечнике и деятельность симпатической нервной системы (в управлении ею принимают участие все ян-меридианы).

• «Меридиан легких» управляет дыхательной системой и обеспечивает кислородом все дхату, контролирует состояние кожных покровов и волос, регулирует циркуляцию жидкостей и энергии, направляя их вниз, удаляет эндогенные токсины и избыток слизи через легкие и кожу, а также имеет отношение к контролю над парасимпатической нервной системой (в управлении последней принимают участие все инь-меридианы).

• «Меридиан толстого кишечника» обеспечивает эвакуацию отходов пищеварения, избытка слизи и эндотоксинов через нижние отделы кишечника и участвует в работе мочеполовой системы.

• «Меридиан печени», кроме управления функциями данного органа, контролирует метаболизм и регенерацию семи дхату, удерживает энергию тела в равновесии, регулирует процесс кровотока, обеспечивающий все органы и ткани кровью в соответствии с их физиологической активностью, контролирует состояние сухожилий и связочного аппарата суставов, управляет глазами и подкорковыми зонами головного мозга.

• «Меридиан желчного пузыря» управляет функциями этого органа и подкорковыми зонами мозга.

• «Меридиан селезенки» отвечает за нормальную работу поджелудочной железы и селезенки, за процесс пищеварения и усвоение питательных веществ тканями организма, за распределение энергии, получаемой из пищи, и за транспортировку жидкостей, контролирует состояние крови, мышц, подкожной жировой клетчатки и эндотелия сосудов, управляя гормонами анаболического действия.

• «Меридиан желудка» управляет функциями этого органа и метаболизмом соединительной ткани.

• «Меридиан почек» отвечает за функционирование мочеполовой системы и надпочечников, контролирует состояние астхи (костей, хрящей, зубов, ногтей), маджы (костного мозга и нервной ткани), шукры (репродуктивной ткани) и ведает использованием оджаса (жизненной энергии, получаемой в момент зачатия). Считается, что левый меридиан «почек» в основном имеет отношение к мочевой системе, а правый — к половой и гормональной.

• «Меридиан мочевого пузыря» в большей степени имеет отношение к функциям спинного мозга, нежели к одноименному органу.

• «Меридиан перикарда» не имеет непосредственного отношения к сердечной сумке, он выполняет функцию защиты семи дхату. Каждая ткань представляет собой энергию (агни), упакованную в вещество определённой плотности. Этот меридиан не позволяет агни выходить из дхату. Иначе говоря, «перикард» управляет гормонами и ферментами, отвечающими за процессы анаболизма.

• «Меридиан трех огней или трех обогревателей», как принято его называть в китайской традиции, имеет противоположные функции. Он как бы распаковывает дхату и извлекает из них энергию, т.е. контролирует процессы катаболи-зма и имеет отношение в основном к гормональной системе.

Два интеграционных меридиана — «переднесрединный» и «заднесрединный» — управляют спинным мозгом и вегетативными функциями всех органов и систем организма.

Таким образом, головной и спинной мозг являются своего рода кибернетическим приемным устройством, воспринимающим и преобразующим сигналы, исходящие от стхула-прана-коши. Мозг подобен телевизору, который сам по себе не создает образов и звуков, а лишь трансформирует в изображение электромагнитные волны, передаваемые телевизионной станцией.

Сукшма-прана-коша является энергетической оболочкой человеческого тела. Она представляет собой не менее сложную, чем стхула-прана-коша, систему, состоящую из энергетических каналов нади, связанных с особыми энергоинформационными сферами — чакрами. В ведических канонах говорится о 49 чакрах. Семь главных чакр и пять чакр второго круга расположены на центральной линии тела, соответствующей, как уже было сказано выше, каналу сушумна. Еще 16 чакр второго круга проецируются в области ладоней, стоп и крупных суставов.

Чакры обладают способностью накапливать и преобразовывать определенные типы энергий, используемых организмом в различных целях. Чакры первого круга обеспечивают связь нейроэндокринной системы с различными отделами психики («тонкого» тела). Чакры второго круга, с одной стороны, обеспечивают нормальное функционирование суставов и позвоночника, включают при необходимости локальную систему саморегуляции, а с другой — осуществляют автономный контроль всех жизненно важных органов и тканей. Кстати, важнейшие зоны — мармы — расположены в районе всех крупных суставов и связаны с конкретными органами.

Следующие 21 чакра — третьего круга — являются «камертонными» центрами внутренних органов. Каждый из них имеет свой энергоинформационный центр, активизирующийся в случае нарушения структуры или функции тканей, входящих в его состав. Чакры обеспечивают также выведение из органов продуктов неполного метаболизма (об этом рассказывается в древнем каноне «Сомараджа»).

Чакры, напоминающие вращающиеся сферы, настроены на соответствующие частотные резонансы микрокосма (информационные каналы, физиологические системы, органы, ткани) и макрокосма (Солнце, Луна, планеты, звёзды и другие космические тела). От чакр отходят многочисленные энергетические каналы нади подобно тому, как от дерева отходят сотни и тысячи веток, побегов и листьев. В аюрведических канонах упоминается 350 тысяч нади, три из которых называются главными и 107 — основными. Посредством нади человек связан со всеми слоями Вселенной и их обитателями. Каналы нади проецируются на поверхность кожи человека в виде пяти биологически активных точек (каждая из которых связана с одним из первоэлементов: «эфир», «воздух», «огонь», «вода» и «земля»), образующих зоны мармы. В школе Сушруты эти зоны используются для мармавидьи — точечного массажа, иглоукалывания, гирудотерапии и пчелоужаления. Каждое живое существо в материальном мире имеет сукшма-прана-кошу. Так реализуется закон всеобщего единства Вселенной.

Главный канал нади называется сушумной. Физиологиче-ски он проецируется на позвоночник, хотя на самом деле находится в совершенно ином пространстве. В ведической традиции его сравнивают с горой Меру (космической осью). Сушумна соединяет все центральные чакры между собой. Рядом с ним расположены еще два энергетических канала — ида и пингала, — направляющие восходящий и нисходящий потоки энергии, вращающиеся вокруг сушумны.

Пингала — правовращающийся нади (движется по часовой стрелке), он связан с солнечной энергией (сурья-нади), нисходящим вселенским потоком. Эту энергию в разных традициях называют по-разному: «ха», «ян» или «ра»; без неё не может функционировать нейроэндокринная система, точно так же, как телевизор не может работать без электрической энергии.

Ида — левовращающийся нади (движение против часовой стрелки), он связан с Землей (чандра-нади). По этому каналу мы получаем отраженную солнечную энергию, называемую «тха» или «инь». Согласно философии Санкхья все видимые объекты материального мира отражают в различных спектрах энергию Солнца. Эта отраженная энергия может компенсировать в какой-то степени недостаток солнечной энергии. «Ха» (ян) обладает согревающим, преобразующим и активизирующим действием, «тха» (инь) — охлаждающим, стабилизирующим и тормозящим. Однако благодаря центральному каналу сушумна эти противоположные по свойствам энергии способны преобразовываться одна в другую. При избытке «ян» переходит в «инь» и, соответственно, «инь» — в «ян».

У всех биологических видов (даже у растений) существуют эти каналы, благодаря которым поддерживается гомеостаз внутренней среды организма. У мужчин, как правило, сильнее активизирован нисходящий поток, поэтому они более динамичны, чем женщины, склонны к борьбе и психофизиологической агрессии, к состязаниям, к преобразованиям, к высокой социальной активности. У женщин же доминирует восходящий поток, что дарует им большее постоянство и устойчивость к внешним воздействиям, пластичность психофизиологических реакций, но при этом и некоторую инертность.

Муладхара-чакра является одной из наиболее важных энергетических структур организма. Именно здесь «хранится» невосполнимая энергия тела, называемая оджас (китайцы ее именуют юань-ци). Мы получаем оджас в момент зачатия и активно используем только в период внутриутробного развития и роста. В канонах говорится, что пока человек не истощил свой оджас, ему не грозят старость, многочисленные болезни и смерть. Оджас является основой иммунитета (устойчивости организма к болезням) и гомеостаза (постоянства внутренней среды), а также нашими естественными биологическими часами. «Аштанга-хридая-самхита» говорит, что с каждым ударом сердца мы теряем каплю оджаса. Когда возникают экстремальные обстоятельства, тяжелые травмы и болезни, угрожающие жизни, организм мобилизует все энергетические возможности, в том числе и оджас. Уменьшение егона две трети приводит к старости, а истощение вызывает смерть. Организм постоянно использует для своих потребностей энергию, получаемую из внешних источников — света, воздуха, пищи и других. Если в определённых обстоятельствах запасов энергии не хватает, то используется оджас. Значит, муладхара-чакра является гарантией энергетической устойчивости организма, и именно поэтому ее связывают с первоэлементом «земля».

Оджас напрямую связан с молекулой ДНК, находящейся в клеточном ядре. Именно ДНК содержит информацию о том, как должна правильно функционировать клетка: какие биологически активные вещества синтезировать, на какие гормоны и факторы роста реагировать, как выводить «шлаки», как противостоять разным разрушительным факторам и как размножаться. Кроме того, на уровне ДНК закодирована информация обо всех тканях и органах тела. При каждом делении клетки молекула ДНК теряет часть своих звеньев-теломеров (т.е. утрачивает долю закодированной информации), что приводит к естественному старению организма. Поэтому именно ДНК является нашими биологическими часами. Таким образом, муладхара-чакра контролирует работу каждого клеточного ядра. От состояния этого энергоинформационного центра зависит величина потери теломеров ДНК и ее возможная регенерация (самовосстановление). Кроме того, муладхара-чакра управляет восходящим земным потоком, и ее блокировка неизбежно приводит к резкому снижению иммунитета. Существуют некоторые растения, способные гармонизировать муладхара-чакру. Среди них особо следует отметить харитаки (Mirobalan hebula), входящую в состав большинства аюрведических фиторецептур (например, «Чаванпраш», «Трифала-гуггул», «Йогарадж-гуггул»). Муладхара-чакра проецируется в районе промежности между анусом и наружными половыми органами.

Люди, у которых преобладает влияние муладхара-чакры, имеют необыкновенную физическую силу и выносливость, но, как правило, не очень развиты духовно и интеллектуально. Они живут в основном эгоистическими интересами, склонны к накопительству (даже тех вещей, которые им не очень нужны) и мало интересуются проблемами других. Не имея развитого воображения и творческих способностей, они охотно выполняют одну и ту же несложную работу, не требующую особой сообразительности (например, на конвейере). Они могут питаться любой пищей, даже плохо приготовленной и испорченной, и при этом достаточно редко болеют. Они инертны, находятся в полусонном состоянии даже днём, не испытывают сильных переживаний. Можно сказать, что они не вполне осознают окружающую их действительность.

Свадхистхана-чакра является центром накопления и трансмутации энергии шакти (иногда ее неправильно называют сексуальной энергией), которая, подобно воде, может принимать три агрегатных состояния: накапливаться в муладхара-чакре (твёрдое), использоваться при половом акте (жидкое) или трансформироваться в творческий потенциал (газообразное). Поэтому свадхистхана-чакру связывают с первоэлементом «вода». В первом случае накопление энергии защищает оджас и позволяет долго сохранять молодость. Но для этого требуется «лед» — то есть человек должен победить сексуальные желания на уровне ума и полностью преодолеть страсть.

Существует четыре состояния сознания:

• тамас — состояние, при котором человек находится в полусне (например, под действием наркотиков или алкоголя), «плывет по течению», не осознает окружающей действительности и, в определенном смысле, безумен;

• раджас — состояние страсти, когда человек полностью зависит от любых побуждений своего ума и чувств, преисполнен энергии. Однако его желания не соответствуют его возможностям и не приносят удовлетворения (и в данном случае он также не может верно осознавать происходящее с ним);

• саттва — состояние умиротворения, праведности, миросозерцания, ясности разума и контроля над чувствами, ощущение самоудовлетворенности;

• ниргуна (пратьяхара) — состояние отвлеченности чувств от объектов чувств. Человек как бы наблюдает за окружающим миром и самим собой со стороны, однако ничто не оказывается незамеченным. Его ум подобен свече в безветренную погоду, он счастлив от абсолютного внутреннего спокойствия, он способен видеть помыслы других людей и воспринимать любую информацию из любой точки Вселенной. В данном состоянии большую часть времени обычно находятся йоги и великие мудрецы.

В одном из этих четырех состояний сознания мы можем находиться от нескольких секунд до нескольких часов; от того, какое из них преобладает, будет зависеть проявление нашей природы.

Если мы войдем в состояние ниргуны, то энергия шакти немедленно направится в муладхара-чакру.

Шакти в так называемом «жидком» состоянии обеспечит, в основном, процесс зачатия и перейдет к противоположному полу, т.е. осуществится своеобразный энергообмен между мужчиной и женщиной. У мужчин, как правило, доминирует пингала (янский нади), а у женщин — ида (иньский нади). Половой акт приводит к выравниванию работы главных нади, правда, ценой больших энергопотерь. Несбалансированность половых отношений, сексуальные извращения или слишком активная половая жизнь приводят к общему энергетическому истощению и чрезмерным затратам оджаса со всеми вытекающими последствиями.

Шакти в так называемом «газообразном» состоянии используется для исполнения различных материальных желаний. Любые наши желания (даже подсознательные) превращаются в мыслеобразы (элементалы), которые, подобно спутникам планет, вращаются вокруг нас. Однако только очень сильные желания превращаются в страсть, когда человек «горит» какой-то идеей. Вода под действием огня закипает и превращается в пар, а соединение элементала желания с энергией шакти порождает страсть, заставляет человека, даже помимо его воли, следовать определенному пути. Если же он не достигает желаемого, то в следующем рождении неизбежно будет вновь стремиться осуществить задуманное. Более того, Вселенной ему будет создан режим наибольшего благоприятствования. Это будет отражено в его натальной карте гороскопа и в виде знаков на его теле и ладонях. Зная об этом, человек может преодолеть влияние так называемого «фатума».

Любое воплощение замыслов, сопровождающееся вдохновением и высокой активностью, приводит к «закипанию» энергии шакти. Она поступает по сушумне в верхние чакры, которые обеспечивают функционирование коры головного мозга. Люди, пребывающие в таком состоянии, как правило, естественным образом снижают свои половые потребности. В частности, если человек выполняет тяжелую физическую работу, то сексуальная энергия переходит в манипура-чакру. Именно поэтому в монастырях Юго-Восточной Азии послушников обычно обязывают пахать на быках даже в очень сильную жару или занимают каким-либо иным тяжелым трудом — ведь они еще не умеют управлять своей энергией шакти. Если человек активно занимается какой-либо творческой деятельностью, то шакти переходит в вишудха-чакру. Любые интенсивные исследования или обучение приводят к трансформации энергии в агья-чакру. Однако если у человека открыто сердце, то шакти без всяких усилий с его стороны переходит в нежность, искренность и дружелюбие, направляясь в аннахата-чакру. С помощью достаточного количества шакти можно совершать чудеса и исцелять других.

Если человек не использует и не преобразует свою энергию шакти тем или иным образом, то перегрузка свадхистхана-чакры приводит к многочисленным недомоганиям: заболеваниям почек, тонкого и толстого кишечника, печени, поджелудочной железы, к хроническому простатиту и аденоме предстательной железы (у мужчин), фибромиомам матки, эндометриозу, поликистозу яичников, мастопатиям, спорадическому зобу (у женщин). Эта чакра проецируется в районе IV-V поясничных позвонков и распространяет своё влияние в основном на органы малого таза и почек.

Люди, у которых преобладает влияние свадхистхана-чакры, живут прежде всего своими эмоциями. Они верят в то и стремятся лишь к тому, что могут непосредственно увидеть, потрогать или попробовать. Очень впечатлительные и переменчивые в настроениях, они не используют в своей жизни логику и осознание окружающего мира. Чаще они живут одним днем, плывут по воле волн, как травинка по реке. Им свойственны суеверия. Они подвержены «стадному чувству». Они совершенно непрактичны, но очень чувствительны. Они имеют большую привязанность к сексуальным наслаждениям и очень плодовиты. Им свойственна зависимость настроения от лунных циклов. Как правило, они быстро вырабатывают свои внутренние ресурсы.

Манипура-чакра преобразует и накапливает энергию, получаемую в процессе пищеварения и дыхания. Под действием определенных ферментов желудка, поджелудочной железы, тонкого кишечника и желчи (джатар-агни — «огня пищеварения») пища разделяется на так называемый «прозрачный сок» и «мутный осадок». «Прозрачный сок», проходя через печень, превращается в расу (плазму крови и лимфу), а «мутный осадок» выводится толстым кишечником наружу. Раса, накапливая глюкозу и жирные кислоты, доставляет их всем тканям организма, где под действием кислорода происходит синтез АТФ (главного энергетического субстрата анатомиче-ского тела). Оставшаяся глюкоза утилизируется в форме гликогена печенью и мышцами или превращается в жиры. Все эти процессы находятся под контролем манипура-чакры. Ее энергия обеспечивает всю двигательную активность тела. Она является центром первоэлемента «огонь», управляет всеми видами агни и работой клеточных митохондрий. Иначе говоря, ей подчиняется вся кинетическая энергия организма. Манипура локализуется в районе солнечного сплетения.

Те, у кого преобладает влияние манипура-чакры, невероятно активны. Они постоянно находятся в водовороте событий. Правда, их действия весьма хаотичны, а усилия не соответствуют получаемым результатам. Они очень сильно привязаны к объектам чувств. Их не удовлетворяют только еда, сон и сексуальные наслаждения. Они жаждут власти, силы, богатства, почестей, славы и ради этого тратят колоссальное количество энергии. Вся их жизнь — бег на длинную дистанцию. Им просто некогда задумываться о сущности бытия. Им присущи эгоцентризм, гордость и высокомерие. Они весьма неумеренны в чувственных наслаждениях, правда, стараются сделать их как можно более изысканными. Стремясь к достижению поставленных целей, они полностью забывают о себе, становятся невероятно терпеливыми и выносливыми. Они прекрасные бойцы. Чаще всего их жизнь заканчивается внезапно.

Анахата-чакра является центром, сублимирующим все виды энергии, получаемой человеком, — открытой энергоинформационной и биологической системой, постоянно обменивающейся различными видами энергии с объектами окружающего мира. Когда, взаимодействуя с окружающими, человек настроен на проявление доброжелательности, искренности и сострадания, он получает возможность для развития всего потенциала анахата-чакры. Через этот центр проявляется природа индивидуальной души и Бога. Человек — единственное живое существо материального мира, способное не только испытывать, но и культивировать любовь. Анахата является почвой, на которую попадают семена любви. Здесь можно вырастить целый сад, который будет приносить замечательные плоды, приносящие радость и счастье окружающим. Лицемерие, страх, корысть, ненависть и равнодушие не дают раскрыться лотосу анахата-чакры и проявиться энергии любви, которая является сущностью нашей духовной природы. К сожалению, в наш век люди, особенно городские жители, общаются между собой на очень низком, бессердечном уровне. Идя по улице или находясь в автобусе, они не воспринимают окружающих их людей личностями, поэтому общение зачастую наполняется ложью, гордыней, равнодушием, лицемерием, завистью и злобой. Начало взаимоотношений мужчины и женщины часто основано лишь на страсти; связь через сердце при этом потеряна. Позднее они создадут семью, в которой не будет любви. Рожденные у них дети уже с ранних лет лишатся этой божественной энергии, и возникнет «проблема отцов и детей».

Постепенно люди утрачивают способность также и к дружбе, и к другим проявлениям любви, они начинают брать пример с неких отрицательных «героев» — безжалостных, черствых, насмехающихся над любыми проявлениями добрых чувств. И тогда их сердце полностью закрывается.

Анахата-чакра тесным образом связана с сердечно-сосудистой системой и вилочковой железой, и её пониженная активность часто приводит к кардиологическим проблемам и аутоиммунным заболеваниям. Однако если наши взаимоотношения с людьми построены правильно, то мы всегда будем испытывать радость от общения и постоянное желание отдавать другим все, что мы имеем. Поскольку сфера общения связана с первоэлементом «воздух», анахата-чакра считается центром этой стихии. Она проецируется в районе V-VI грудных позвонков, немного правее грудины.

Люди, у которых преобладает влияние анахата-чакры, имеют открытое сердце. Они очень искренни и просты в своем поведении. От них исходит необыкновенное душевное тепло. Они добры и милосердны, уважают других и всегда стараются помочь страждущим. Они доброжелательны, общаются со всеми на равных, независимо от возраста и социального положения. В личной жизни удовлетворяются малым. Очень трудолюбивы, любят творческий подход, вкладывают всю душу в то дело, которое выполняют. Обычно они говорят окружающим правду, но стараются не ранить их сердце. В религиозных практиках часто идут путем бхакти (развитие личных отношений с Богом на основе дружбы и любви). Бог и все небесные иерархи очень благоволят таким людям, даже если они не слишком развиты духовно и не обладают большим интеллектом.

Вишудха-чакра сублимирует энергию, получаемую при соприкосновении органов чувств с окружающим миром. Чувства находятся на уровне «тонкого» тела, а в физическом теле имеют свои органы: глаза, уши, нос, кожу и язык. При соприкосновении чувств с внешними объектами (формой, цветом, звуком, запахом, вкусом и другими) происходит перенос энергии этих объектов в энергоинформационное тело. Именно она и накапливается в вишудха-чакре — энергия, получаемая в процессе восприятия окружающего мира и имеющая не меньшую значимость, чем энергия дыхания и пищеварения. Без нее невозможна нормальная работа нейроэндокринной и информационной систем тела (подобно тому, как без электричества не может функционировать компьютер). Например, когда прямой или отражённый солнечный свет попадает на сетчатку глаза, происходит сложный биохимический процесс преобразования энергии света в энергию нервной системы.

Различные виды искусства, проявленные в социуме, призваны гармонизировать человека через соответствующие ощущения. Таким образом, проявление человеком творчества во всех областях жизни очень тесно связано с активностью вишудха-чакры. Поскольку чувства являются главным источником информации для человека, первоэлемент «эфир» оказывает наиболее сильное влияние на эту чакру.

Вишудха-чакра проецируется в районе щитовидной железы. С одной стороны, она связана с органами чувств и подкорковыми зонами мозга, а с другой — с ментальным телом (манасом и индриями).

Те, у которых преобладает влияние вишудха-чакры, отличаются высокими творческими способностями. Это люди искусства — музыканты, художники, скульпторы, поэты и актеры. Они прекрасно владеют своим голосом и обладают способностью передавать любую информацию, преобразуя ее в соответствующую форму. Они могут заниматься различными ремеслами, которые требуют творческого и неординарного подхода, и не выносят стандартов и монотонной деятельности. Эрудированные и очень общительные, они мало интересуются бытовыми и финансовые проблемами, любят «витать в облаках» и, как правило, плохо адаптированы к социальным условиям.

Аджна-чакра преобразует и накапливает энергию, которая способствует процессу логического мышления (активный анализ и синтез информации). Этот центр обеспечивает функ-ционирование клеток коры головного мозга, являющейся приёмным устройством вигьяна-шариры (интеллектуального тела человека). Аджна-чакра получает энергию через тонкое тело и преобразует кинетическую энергию манипуры, а при больших умственных нагрузках — еще и свадхистханы. Некоторая часть этой энергии может быть сублимирована и использована нижними чакрами. Иначе говоря, процесс мышления также является источником энергии для тела — так, многие ученые во время активной мыслительной работы ощущают большой прилив сил.

Аджна-чакра проецируется в районе межбровья. Эта чакра в большей степени связана с левым полушарием головного мозга.

Люди, у которых преобладает влияние аджна-чакры, имеют хорошо развитый интеллект и логическое мышление. В жизни их больше всего интересует знание. Среди них много ученых и философов. Их жилища заполнены научными книгами и журналами. Они исследуют все проявления жизни, имеют развитое мышление, но их чувствительность и интуиция, как правило, слабо развиты, ведь верят они лишь в то, что можно подтвердить экспериментально или пощупать руками. Впрочем, некоторые из них становятся мудрецами, познав истину. Их вера, как правило, основывается на собственном опыте, знаниях и наблюдениях за окружающим миром. В духовном смысле они обычно выбирают путь гьяны (культивирование духовного знания с постепенным пониманием своего изначального положения по отношению к Богу и законов Вселенной). Обычно они избегают личных отношений с Богом, воспринимая Его как Абсолютную Истину.

Сахасрара-чакра относится к так называемому «эгрегорному центру». Эгрегор является коллективным энергоинформационным полем, объединяющим различные общности людей в единую систему. Существуют эгрегоры семьи, города, страны, нации, политической партии, религиозной школы, планеты и даже Вселенной. Человек может находиться под влиянием сразу нескольких из них и постоянно, сознает он это или нет, служит определенному эгрегору, обмениваясь с ним энергией и информацией. Чем больше времени существует эгрегор, и чем большее количество людей он объединяет, тем больше его энергетическая мощь. Становясь последователем определенной духовно-религиозной традиции, человек тут же получает поддержку и защиту соответствующего эгрегора. Эта энергия сублимируется сахасрара-чакрой и обеспечивает соответствующие потребности тела. В дальнейшем эгрегор требует конкретного служения. На этом этапе человек должен не только брать, но и давать что-то взамен. Энергетическая поддержка теперь зависит от его усилий. Если он не выполняет поставленных перед ним задач, то связь с эгрегором ослабевает. Люди, которые самоотверженно отдают себя служению эгрегору, находятся в постоянном энергоинформационном потоке, удовлетворяя потребности своего тела и ума. Абстракт-ное мышление, творчество, медитация и ясновидение связаны с функционированием сахасрара-чакры. Контакт с высшими силами природы невозможен без раскрытия ее. Если этот центр заблокирован, человек лишается некой поддержки свыше. Нарушается движение нисходящего потока, человек становится слишком приземленным, сфера его интересов сильно сужается. Он утрачивает память, а иногда и разум.

Сахасрара-чакра проецируется в районе брахмарандры — места сращения затылочной и двух теменных костей (отверстие большого родничка). Эта чакра в большей степени связана с правым полушарием головного мозга.

Люди, у которых преобладает влияние сахасрара-чакры, встречаются в этом мире не очень часто. Это всегда выдающиеся личности, проводники различных эгрегоров. Л.Н. Гумилев называл их пассионариями. Они оказывают сильное влияние на ход истории, им дана способность воодушевлять и вдохновлять других, за ними следуют сотни и тысячи людей. Некоторые из них, осознанно или нет, выполняют задачи небесной иерархии, поэтому могут получить неограниченные возможности. Будь они даже злыми гениями, пока они не выполнят своей миссии, никто не сможет с ними ничего сделать. Они находятся под сильной защитой, их жизнь и судьба не принадлежит им. Некоторые из них являются проводниками воли Бога, и тогда их называют пророками и святыми. Эти люди могут творить чудеса, ибо им даны такие сила и энергия свыше.

Чакры второго круга делятся на две группы — центральные и суставные. Центральная группа (пять чакр) создает поддержку энергоинформационных центров первого круга, отвечает за регенерацию межпозвоночных дисков и функционирование соответствующих сегментов спинного мозга. Первая чакра проецируется в районе II-III шейных позвонков и контролирует шейный отдел позвоночника. Вторая — в районе II-IV грудных позвонков и контролирует грудной отдел позвоночника. Третья расположена между II и IV поясничными позвонками и контролирует, соответственно, поясничный отдел. Четвертая находится в центре крестца, а пятая — чуть ниже копчика. Кстати, именно пятую чакру связывают с управлением мистической энергией кундалини, природа которой до сих пор не ясна. Пробуждение этой энергии вызывает активизацию всех агни (катаболических процессов), которые могут привести к полному распаду физического тела. Считается, что йоги в момент смерти именно с помощью энергии кундалини сжигают свое тело и отправляются в мир Сварги.

Суставные чакры, с одной стороны, обеспечивают нормальную работу суставов (поскольку все элементы сустава постоянно испытывают динамические нагрузки и повреждения, необходима регулярная их «поднастройка» и регенерация). С другой стороны, минуя центры головного и спинного мозга, они влияют на все функциональные системы организма (шроты). Кстати, каждая чакра второго круга, проецируясь на поверхность физического тела, образует по две марма-зоны (внутренняя и наружная), которые используются в Аюрведе при акупунктуре, точечном массаже, прижигании, гирудотерапии и пчелоужалении. Выполняя вращательные движения на суставах, мы активизируем соответствующую чакру второго круга, включая самонастройку тех или иных систем организма (дыхательной, пищеварительной, кроветворной или иных).

Чакры третьего круга (21 центр) расположены в проекции всех паренхиматозных (головной мозг, легкие, печень, поджелудочная железа, селезенка, почки, матка — у женщин и предстательная железа — у мужчин, наружные половые органы) и полых органов (сердце, гортань, трахея, бронхи, пищевод, желудок, 12-перстная кишка, желчный пузырь, тонкий кишечник, толстый кишечник, сигмовидная и прямая кишка, мочевой пузырь). Они являются своеобразными камертонами, обеспечивающими правильную работу всех жизненно важных органов. В случае нарушения функции органа или развития в нем патологического процесса чакры третьего круга включают механизмы саморегуляции и детоксикации. Кстати, все аюрведические фиторецептуры обязательно содержат соответствующие растения-активаторы той или иной чакры третьего круга, называемые также «проводниками». Например, если мы лечим хронический или острый гепатит, то должны, кроме необходимых лекарственных растений, добавить в фиторецептуру шафран, являющийся активатором печеночной чакры. При заболеваниях почек используется кардамон, а при патологии сердца — мускатный орех с гвоздикой, при заболеваниях легких — бамбуковая манна или анис, при поражении желудка — пиппали (длинный перец) или лист подорожника. Большинство же фармакологических препаратов подавляют чакры третьего круга, вызывая тем самым зависимость и еще большую хронизацию процесса.

Игорь Иванович Ветров




На нашем сайте опубликована информация об аюрведических добавках в Челябинске. У кого можно их заказать?




09 мая 2013










Тел. +7 912-80-30-108
Email: cd108@ya.ru
Skype: shachidulal